Хотя советские мультфильмы уже не столь популярны, как 10-20 лет назад, едва ли среди современных детей можно найти ребенка, которому бы не был знаком такой персонаж, как Карлсон. Подарила жизнь этому непосредственному летающему человечку шведская писательница Астрид Линдгрен. Как и в случае с популярной героиней книг Пеппи Длинный Чулок, идею создания героя необычной сказки автору подсказала дочка Карин. Детская фантазия породила некоего фантастического весельчака с пропеллером, который влетает в комнаты к детям, когда они остаются одни и скучают, и прячется за картиной, когда появляются взрослые. Изначально его звали Лильем Кварстен и он был значительно худее, а со временем Линдгрен назвала его Карлсоном и герой трансформировался в упитанного мужчину - умного и обаятельного, вредного, но забавного и "в самом расцвете сил". Пропеллер стал его отличительной фишкой, а крыша многоэтажки - домом.
Кстати, Карлсон является в Швеции третьей по распространенности фамилией. То есть, для соотечественников писательницы название повести звучит приблизительно, как для нас звучало бы "Смирнов, который живет на крыше". И, как ни странно, даже не смотря на всенародную любовь к Астрид Линдгрен и другим персонажам ее произведений, шведы Карлсона не полюбили. Его считают хвастливым, эгоцентричным и инфантильным дяденькой с мотором, чудаком, поселившимся на крыше одной из обычных шведских многоэтажек. Так полюбившийся нам Карлсон у себя на родине воспринимается, как негативный герой. Виной тому его поступки: он хвастается, врет и хамит, выпрашивает у малька угощения, ворует плюшки.
Наши соотечественники получили возможность "познакомиться" с персонажем, когда в 1597 году на территории СССР вышло дебютное печатное издание повести «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» в переводе Лилианы Лунгиной, который по сей день считается классическим. Несколькими годами позже повесть переводили Людмила Брауде и писатель Эдуард Успенский, но они не получили высокой оценки критиков.
По-настоящему Карлсон стал популярен после экранизации рисованных мультипликационных фильмов. "Карлсонмания" коснулась радио и кино всего советского пространства. О герое даже ставили одноименные театральные постановки по сценарию книг, а шведский режиссер Улл Хелльбума в 1974 году снял о человечке с пропеллером полнометражную кинокартину.
К Карлсону можно относиться по-разному, и все-таки при всех своих недостатках он по-своему очарователен и обаятелен. Если бы сегодня на детский праздник заявился актер, переодетый в этого летающего человечка, нет сомнения, что детвора узнала бы этого уже ставшего легендой персонажа, и была бы ему рада.