Подсказки для родителей от Юлии Гиппенрейтер

Известный советский, а затем и российский детский педагог-психолог, профессор МГУ Юлия Борисовна Гиппенрейтер посвятила свою жизнь работе в области экспериментальной психологии внимания и восприятия. Десятилетиями она изучала психофизиологию движений, нейролингвистическое программирование, семейные взаимоотношения.

Юлия Борисовна – автор ряда пособий и книг о воспитании детей. Ее труды написаны простым и доступным для обывателя языком. Это делает даже сложные формулировки об особенностях детского развития понятными каждому заинтересованному родителю. Будучи матерью троих детей, профессор кафедры общей психологии обладает теоретическими знаниями и богатой практикой. Она не наблюдатель «со стороны», а непосредственный участник развития отношений между родителями и детьми. Ее пособия для взрослых членов семьи стали для многих настольными книгами. Благодаря живому языку, глубокие познания автора легко понимаются читателем. Эти работы призывают родителей работать над взаимоотношениями с детьми, не рассчитывая на авось и волю случая.

Многие папы и мамы считают, что основная ответственность за формирование мировоззрения их чада, его социальную адаптацию, принятие себя как личности ложится на плечи профессиональных психологов, воспитателей и педагогов. Себя же родители ассоциируют как инструмент, защищающий и обеспечивающий ребенка материально, не особо вдаваясь в вопросы психологических взаимосвязей. Такая позиция зачастую приводит к конфликтам внутри семьи, ведь дети подрастают, а совершенные старшими ошибки всегда попадают на благодатную почву.

Шпаргалки на каждый день

Ребенок чутко реагирует на любые обстоятельства, которые так или иначе его касаются. Взрослым следует внимательно наблюдать за его поведением, реагируя на причину нарушения правил, а не на сам факт непослушания.

Советы на каждый день, основанные на высказываниях Юлии Гиппенрейтер:

  1. Непослушание – всегда ответ на несправедливость. Только такое поведение малыш может противопоставить обращению с собой, которое считает неправильным.
  2. Каждый «непослушный», «сложный», «невозможный», «проблемный», «несчастный», «забитый», «закомплексованный» ребенок – следствие неправильных внутрисемейных отношений.
  3. Детей нужно принимать вне зависимости от внешних данных, поступков, уровня интеллекта.
  4. Маленькую личность нельзя дрессировать. Ругань разрушает ее. Она перестает воспринимать себя как хорошего, сильного, положительного человека.
  5. Если ребенка часто критикуют, одергивают и ругают, он перестает верить в то, что его любят.
  6. Перед тем как применять дисциплинарные меры, с детьми следует установить добрые и доверительные отношения. Только при наличии прочного союза между родителями и ребенком, основанного на безусловной любви, можно говорить о правилах и дисциплине.
  7. Если ребенок занят делом, не контролируйте его. Малыш должен знать, что вы верите в его способность справиться с ситуацией. Помогать следует  тогда, когда вас об этом просят.
  8. Когда ребенок сталкивается с трудностями, ему следует помочь, но не делать за него всю работу. Окажите поддержку там, где он действительно не справляется, а остальное пусть выполняет самостоятельно. По мере освоения малышом навыков, оставляйте за ним все большее поле ответственности.
  9. Только та деятельность, которую ребенок выбрал сам, которая интересует и увлекает его, способствует развитию его личности.
  10. Мода подростков часто становится причиной затянувшихся конфликтов и непонимания. Относиться к нестандартным предпочтениям в одежде, музыке, манере поведения следует с терпением, ведь проходят они уже через 2–3 года.
  11. Пусть малыш учится на своих ошибках. Его действия или бездействия чреваты последствиями, с которыми он должен познакомиться лично.
  12. Посеешь поступок — пожнешь привычку. Посеешь привычку — пожнешь характер. Посеешь характер — пожнешь судьбу.
  13. Проявлять недовольство следует относительно неприемлемых поступков, а не в отношении личности. При этом нельзя превращать недовольство в привычку и систематическое проявление.
  14. Бунтарство свидетельствует о ненормальных условиях жизни.
  15. Если мать слишком строга, ребенок чувствует сильную эмоциональную преграду.
  16. Дети должны быть самими собой. Их нельзя все время направлять, учить, подталкивать. Одинаково вредно превозношение малыша и чтение ему бесконечных нотаций. Нельзя заставлять, принуждать маленького человечка делать что-то против его воли.
  17. Постоянный контроль над деятельностью мешает ее развитию.
  18. Первая задача родителя – развить в ребенке самовоспитание и самопознание.
  19. Если ребенку стыдно, страшно, обидно, важно убедить его в том, что вы ему сопереживаете.
  20. Нельзя ставить перед детьми трудновыполнимые задачи.

Избежать многих проблем, помочь себе и малышу жить в гармонии, невзирая на обстоятельства и жизненные неурядицы, никогда не унывать, дарить детям счастливое детство, а себе спокойную совесть, помогут советы от Юлии Борисовны Гиппенрейтер – психолога, педагога, мамы.

ОтменитьДобавить комментарий